anfisa912 (anfisa912) wrote,
anfisa912
anfisa912

Category:

Финская система образования. Правда, вымысел и польза.

Классно рассписано.

"Потому что мы живем в мире подмены понятий. И не понимаем, для чего вообще существует образование, и какими должны быть его результаты."

IMG_1425.jpg

От  Владимир Спиваковский  https://www.facebook.com/vspivakovsky/posts/839238739448523:

"В СМИ вдруг появилась нашумевшая статья о загадках финской системы образования. Я за два дня получил десятки перепостов этой статьи в свою ленту. И все спрашивают – всё ли там так чудесно на самом деле? И почему бы у нас такое не сотворить?

1. С моей точки зрения, и по моим знаниям финских школ, описанная в статье модель идеальна на бумаге, но в жизни там не всё так сладко. Если кто-то захочет взять такую модель и внедрить её у нас один к одному, то ничего не выйдет, так как там многое противоречит друг другу.

Однако, как схема, она очень полезна для расширения сознания всех, кто этой темой интересуется.

2. Главное! Они начали свою Реформу с учителей, поместив Учителя в центр всего. Установили им оплату 50 000 евро в год (это немало), но и требования к ним выставили серьезные: только PhD, даже в начальной школе.

Высокий уровень учителей повлёк за собой то, что учителям доверили учить детей б е з учебного плана и проверок. Там каждый учитель приходит на урок и наугад может сказать: Так, дети, что мы сегодня хотим учить?..

3. Однако, говоря о высокой зарплате учителей, мало кто упоминает некоторые отягчающие обстоятельства.

В Финляндии самые высокие в мире налоги, там модель шведского социализма. Прогрессивная шкала налога до 48% и еще взносы в пенсионный фонд 5,15%, соцстрах 2,04% и на безработицу 0,6%. Вот отсюда и собирается огромный бюджет на бесплатное образование, бесплатные учебники и бесплатное питание. Если бы нашему народу вменили налог на зарплату 55% - вместе с таким бесплатным образованием, мы бы согласились?

Учителя работают по контракту на год. Лето может не оплачиваться. Через год вас могут уволить. Это ж как надо стараться угодить детям, родителям и директору, чтобы контракт продлили!? Вот на таких условиях, сколько наших учителей согласны работать? У них конкурс в педвузы 10 человек на место.

4. Теперь о результатах. Они действительно, впечатляют. Школьники занимают в последние годы высокие места на всемирных олимпиадах. Вместе с Южной Кореей, Китаем, Сингапуром, Гонконгом. Где, кстати, нет такого либерализма в учебе, а наоборот, диктат. Так что модели удачных систем образования могут быть противоположными.

5. Оплата за школу, в принципе, бывает, но по желанию родителей: 200-300 евро в месяц. Частных школ 85, это 3% от общей численности.

6. Родителей в школьный процесс не сильно вовлекают. Считается, что у них и так много забот.

7. Цель школы – не соревновательность, не оценки и не стремление быть отличником. Там на первом месте здоровая среда проживания и равенство – возможность предоставить хорошее образование всем: и сильным, и слабым, и больным, и иностранцам.

Все эти категории могут учиться в одном и том же классе. Одни за партой, другие в коляске, третьи без знания языка, четвертые с дислексией или дисграфией. Учителя к этому толерантны и умудряются всех увлечь и научить.

8. Начальная и средняя школа объединены с 7 до 13 лет. Именно с 7. Они считают, что отдавать в 6 лет еще рано, ребенок еще не наигрался в игрушки, а вот в 7 он уже хочет «работать». Это возрастная психология.

9. Ученики проводят в классах меньше часов, чем в других странах. Принцип простой: лучше меньше, да лучше.

10. Нет принудительного тестирования. Учитель сам определяет, кто есть кто и что. И при неправильном своем экспертном заключении он рискует вылететь с работы навсегда. Просто с ним не заключат контракт, без объяснения причин. А на самом деле, это и есть профессионализм. Ведь если в медицине доктор постоянно ставит больным неправильные диагнозы – ну, какой он доктор?

11. Я изучил модели школ 20 стран, где образование на высоком уровне. Участвовал в реформировании системы образования в Норвегии. Езжу аккредитовывать лучшие в мире школы. И скажу, что разные модели школ по-своему замечательны.

Главное каждому государству решить – зачем ему вообще нужна система образования? И каково её главное звено: учитель, ученик, школа, чиновник, будущая карьера ученика, экономия бюджета, поступление в вуз, борьба с коррупцией и т.д?

12. В Финляндии приоритет – эрудированные учителя, либеральная расслабленная атмосфера и высокие места на предметных олимпиадах..... В Англо-Америке – лидерство и качество будущей жизни своей и общества...... В Китае ныне приоритет – знания любым способом, потому что среди 1,5 миллиардов населения иначе не выжить.

13. В Украине приоритет имеют двое: чиновник и оценка. А вовсе не ученик, как многие утверждают на симпозиумах и в диссертациях. Вот попробуйте захотеть встретиться с директором школы и позвоните ему. Вам ответят, что его вызвали на нараду. И на следующий день он на нараде, и на следующий опять на нараде.... Там он получает бесконечные инструкции, формы для заполнения и сдаёт отчеты. И пусть попробует что-то сдать не вовремя! Чиновник его накажет. Он – главный начальник.

А оценки! Они превращены в жуткий объект поклонения и добычи. Журналы строгой отчетности! Экзамены чуть ли не под дулом пистолета! ЗНО чуть ли не со смертельным приговором, если не сдал!.. Это и есть диктатура оценки.

Однако, ни чиновники, ни школьные оценки в будущей жизни людей никакой роли не играют. Значит, эти приоритеты на самом деле у нас мифические. И должны быть заменены на другие. На те, которые присущи передовым странам, которые делают жизнь людей и общества более человечной и успешной. Но это так, к слову…

14. Надо ещё задуматься над таким парадоксом. Вот все хвалят финскую систему образования. И по главным параметрам она передовая (это подтверждает рейтинг PISA), да ещё там всё бесплатно.

Но почему же все посылают своих детей в дорогущие британские школы, считая их образцом и идеалом, хотя они вроде бы звезд с неба не хватают на этих олимпиадах?

Думаю, что ответ прост. Потому что мы живем в мире подмены понятий. И не понимаем, для чего вообще существует образование, и какими должны быть его результаты. Давайте посмотрим, что является готовой конечной продукцией школы.

Англо-американцы нацеливают школу на лидерство. И они лидеры в мире.

Финны настраивают школу на доброжелательную ауру. И они лучшие исполнители.

Китайцы нацеливают школу на знания. И они вырастают в трудолюбивых и аскетичных пчелок.

Мы нацеливаем школу на чиновников и оценки. И получаем чванливое государство и дутые цифры наших достижений.

15. Ну, и напоследок. Почитав такую завораживающую статью о загадках финской школы, так и хочется, чтобы у нас было как там. Но, увы, перенести эту схему в другую страну нельзя, как и культуру. Это складывается веками и традициями. У финнов на это ушло 100 лет, с того времени, как они откололись от совка.

Мы тоже встали на этот путь, и пройдём его гораздо быстрее."

По поводу этой статьи:
Загадки финской школы: меньше учишься - больше знаешь?
 "От родителей вообще ничего не требуется: «все хорошо, ваш ребенок замечательный», говорят всем. Единственное, о чем заботятся – достаточно ли времени проводят вместе ребенок и родители."
Кстати тоже советую прочитать


Tags: Про страну
Subscribe
promo anfisa912 декабрь 2, 2016 11:20 35
Buy for 20 tokens
Консультация по скайпу: частный проект 2500 рублей/час, коммерческий проект 3500 рублей/час. Благотворительный проект, общественный 1500 рублей/час, частный 1000 рублей/час (дети с диагнозом, приёмные семьи, многодетные) Сейчас я всё больше провожу переговоров и презентаций по скайпу. Это…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments