?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

В прошлом году, думая о Люси, о таких детях и об опеке, нашла очень интересное иследование:
ПРОБЛЕМА СИРОТСТВА И ОПЫТ ЕЕ РЕШЕНИЯ В АВСТРИИ, БОЛГАРИИ И ПОЛЬШЕ. ВОЗМОЖНЫЕ УРОКИ ДЛЯ БЕЛАРУСИ.
"Данная работа была написана в рамках научно-исследовательского проекта «Сироты в Беларуси: как уменьшить негативное воздействие социального сиротства на общество», проводимого исследовательским центром CASE Беларусь (www.case-belarus.eu) в 2013-2014 годах..."

Читать было жутко интересно. Вот некоторые выдержки (из них узнала, что как опекун я очень даже ничего даже для Австрии)
–––––––––––––––––––––––––––––––––––
АВСТРИЯ

В отличие от стран Центральной и Восточной Европы, где основной причиной изъятия детей из проблемных семей является алкогольная и наркотическая зависимость родителей, в Австрии самыми распространенными причинами являются общие трудности родителей в воспитании ребенка (50% случаев), а также тяжелое экономическое положение семьи (37%) и неконтролируемое поведение ребенка (31%)4. В связи с этим, значительная часть программ, реализуемых социальными органами и негосударственными учреждениями, направлены на развитие родительских способностей среди проблемных семей. Слабой стороной таких программ является добровольное участие в них, а так же полная зависимость результата от отношения родителя к программе.

До конца 70-х годов значительное число австрийских детей-сирот воспитывалось в крупных институализированных детских домах. Осознание негативного эффекта таких учреждений на психику детей, а также значительное количество случаев физического и сексуального насилия над воспитанниками привели к коренным изменениям в системе опеки над детьми-сиротами. Большая часть детских домов Австрии была закрыта в конце 70-х и 80-х годах. На протяжении последних 30 лет абсолютное большинство детей-сирот либо детей, находящихся без опеки родителей, было направлено в приемные семьи либо альтернативные учреждения семейного типа.


Одним из важных изменений, произошедших в австрийской социальной политике на протяжении последних 10 лет, явилась дискуссия о юридическом разрешении усыновления детей для гомосексуальных пар. На протяжении последних 10 лет австрийское общество активно обсуждало такую возможность. В августе 2013 года Австрия стала одной из 13 европейских стран, которая легализировала усыновление детей для гомосексуальных семей8. Следует отметить, что ежегодно в Австрии происходит всего около 140 актов усыновления, поэтому маловероятной является ситуация появления большого количества усыновлений гомосексуальными парами.

Австрия является одним из мировых лидеров по уровню социальной защищенности своих граждан. Эта страна имеет одну из самых развитых систем социальной защиты в мире, основы которой были заложены еще в 50-х годах прошлого века. В настоящее время, более 25% ВВП страны направляется на обеспечение социальных нужд граждан – по этому показателю Австрия является одной из лидирующих стран в мире, вместе со Швецией, Данией и Францией. При такой благоприятной экономической и социальной ситуации в стране проблема финансирования приемных семей и учреждений опеки над детьми и молодежью практически отсутствует.

Проблема детей-сирот и государственных детских домов была практически полностью лишена в 80-е годы путем активной профилактики социального сиротства и постепенной замены детских домов приемными семьями. В настоящее время функционирующие учреждения опеки над детьми и молодежью не имеют серьезных трудностей с финансированием – значительное число мест в таких учреждениях пустует.

Совместное обучение детей с ограниченными физическими возможностями в обычных классах, которое все чаще практикуется в Австрии, способствует успешной интеграции детей-инвалидов в общество и снимает значительную часть предрассудков среди их ровесников.


7.3. Приемная семья

Больше 2/3 детей и подростков, не имеющих родительской опеки, находятся на воспитании в приемных семьях. В 2012 году их количество составило около 4500 тысяч человек. 32% из них составили дети в возрасте до 5 лет, 46% - в возрасте от 5 до 13 лет и 22% - дети от 13 до 18 лет15. Приблизительно половина из этих детей была направлена в приемные семьи при согласии биологической семьи ребенка, а вторая половина – по решению суда. Как и в других европейских странах, абсолютное большинство (97-98%) воспитанников приемных семей имеет одного или обоих биологических родителей. Статистика приемных семей показывает, что в большинстве случаев опека над приемным ребенком продолжается до 1 года – в 65% случаев и до двух лет – в 11%. Больше двух лет находятся под опекой приемных семей только 25% детей

16. Следует заметить, что средний уровень образования приемных родителей в Австрии значительно выше этого показателя по стране – около 30% приемных родителей имеют высшее образование, в то время как средний показатель по стране составляет 13,8% (2009 год). Высокое образование приемных родителей в Австрии может значительно увеличить шансы их воспитанников на успешную социальную адаптацию в будущем.


о всех странах мира, где действуют отделения «SOS-Детской деревни”, отмечается высокий стандарт качества содержания воспитанников – этот стандарт был изначально установлен Германом Гмайнером в Австрии в послевоенные годы. В данный момент австрийские социальные службы тесно работают с представителями этой организации, оказывая им всю необходимую образовательную и финансовую поддержку. Пример австрийской «SOS-Детской деревни” показывает, что общественная организация при минимальной финансовой поддержке со стороны государства способна достигнуть впечатляющих результатов в опеке за детьми-сиротами.

––––––––––––––––––––––––––

БОЛГАРИЯ

Начиная с 2000 года, Болгария провела значительные реформы в области охраны прав детей. Сущность реформы – сократить число детей в интернатах, создать новые альтернативные услуги, направленные на профилактику социального сиротства (работа с семьями группы риска), адаптацию наиболее уязвимых категорий детей (дети-сироты, дети из малообеспеченных семей, дети из этнических меньшинств (цыгане).

Как результат, в 2011 году впервые численность детей в приемных семьях превысила численность детей в интернатах и составила 7,5 тысяч человек (на 600 больше, чем в предыдущем году).


В 2010 году Болгария приняла стратегию по деинституционализации детей, согласно которой до 2025 года должно быть предотвращено помещение детей в интернаты всех типов. Основная цель стратегии – гарантировать право ребенка на воспитание в семье, а также на получение необходимых услуг. Главный принцип деинституционализации – защита интересов ребенка должна быть превыше интересов других сторон, в т.ч. родителей, усыновителей, персонала учреждений; а также то, что семья – наилучшее окружение для развития ребенка.


В Болгарии наиболее обездоленными, сталкивающимися с многочисленными лишениями и социальной изоляцией, являются три группы детей18:
• дети-цыгане, имеющие самый высокий уровень бедности, высокую детскую смертностью, плохие жилищные и санитарно-гигиенические условия, плохое питание, ограниченный доступ к здравоохранению, образованию и социальным услугам, неправильная практика воспитания детей, ранние браки и беременность в подростковом возрасте, а также дискриминация;
• дети с ограниченными возможностями, без надлежащего доступа к образованию, здравоохранению и социальным услугам;
• дети, живущие в учреждениях интернатного типа, лишенные родительской опеки и имеющие ограниченный доступ к качественным медицинским и образовательным услугам.


В 2000 г. при поддержке ПРООН и Всемирного банка было проведено исследование „Социальная оценка заботы о детях в Болгарии”, оно продемонстрировало следующее:
1) Большое число детей в Болгарии устроено вне семьи.

2) Детей группы риска преимущественно размещают в интернаты. Какие бы проблемы ни были у ребенка – отсутствие семьи или хорошей родительской опеки, физическое или умственное нарушение, проблемы с поведением и проч., общество и государство реагировали одним и тем же образом: помещением в интернат.

3) Отсутствие координации в системе заботы о детях группы риска. Социальные дома были в подчинении у пяти министерств с соответствующим нормативным устройством, как правило, не связанными между собой.
4) Низкое качество опеки. Это проявлялось в следующем:

- удаленность интернатов от крупных поселений, отсюда – меньше возможностей получить качественное образование, проблемы с социальной интеграцией;
- большая вместимость интернатов (более 70 детей в одном доме);
- методология работы, неадекватная потребностям детей. Во всех домах работают на основе коллективной методологии, ориентированной к строгой организации жизни, в результате чего дети имеют низкую самооценку, трудности с социализацией и самостоятельной жизнью. Дети живут в группах, сформированных по возрастному признаку, что далеко от естественной жизни в семейной среде;

- длительное пребывание (чаще всего – более трех лет). На практике большинство детей попадают в социальные дома после рождения и остаются там до совершеннолетия;
- «разрозненность» жизнеустройства. Разделение интернатов по возрастному и ведомственному принципу приводит к разрозненной личной истории ребенка, которая иногда просто отсутствовала. Переход из одного учреждения в другое осуществлялся без какого-либо промежуточного периода или требования взаимосвязи. Для ребенка это означало радикальные изменения, травмирующие в значительной мере его психику, что в дальнейшем приводило к проблемам с учебой, поведением, зависимостями в юношеском возрасте;

- отсутствие связи с семьей. Организация жизни, идеология заботы в социальных домах не только не стимулировали связь ребенка с его семьей, а часто конкурировали или даже объявляли эту связь вредной;
- подготовка персонала – педагогического и медицинского - неадекватна с точки зрения его профессиональных функций. В домах ребенка более 80% персонала - медицинский, т.к. эти дома – часть структуры Министерства здравоохранения. Дети получают качественную медицинскую заботу, но это далеко не достаточно для их личностного развития.


Главный принцип деинституционализации – защита интересов ребенка должна быть превыше интересов других сторон, в т.ч. родителей, усыновителей, персонала учреждений; а также то, что семья – наилучшее окружение для развития ребенка. Работники социальной сферы должны понимать, что институциональная опека отрицательно воздействует на детей.


Отдельно выделяют Центры проживания семейного типа45 (далее – ЦПСТ). На начало 2013 года их было 88, число воспитанников – 950 человек. ЦПСТ рассчитаны на 6-15 детей. Согласно принятой методологии, предпочтительней совместное размещение в них детей разного пола, возраста, состояния здоровья и уровня самостоятельности. Не приветствуется создание отдельных ЦПСТ для детей- инвалидов, их размещают в соотношении 2-3 ребенка с особенностями на 6-5 без. Поставщиками услуг в ЦПСТ помимо муниципалитетов (общин) могут быть физические и юридические лица, получившие разрешение на такую деятельность. Создание центра происходит на конкурсной основе. Комиссия оценивает поступившие предложения в 2 этапа: технический и финансовый отбор.

–––––––––––––––––––––
ПОЛЬША

На протяжении последних 20 лет польское общество достигло значительных результатов в реформировании системы опеки над детьми-сиротами, унаследованной от коммунистического режима. Эта система была основана на доминировании институционализированных форм опеки над детьми-сиротами – до 1989 года считалось, что детский дом и интернат способны позаботиться о ребенке лучше, чем приемная семья. В начале 90-х годов, в польском обществе широко распространилось убеждение в необходимости распространения альтернативных форм опеки над детьми.


В Польше главными причинами изъятия детей из неблагополучных семей являются: алкогольная и наркотическая зависимости родителей (40% случаев), неисполнение родительских обязанностей (25%), насилие в семье, инвалидность ребенка, тяжелая болезнь родителя и выезд родителей на постоянное место жительство за границу (по 3% в каждом случае). Низкое социально - экономическое положение семьи являлось причиной изъятия ребенка в абсолютном меньшинстве случаев. Речь идет о крайней бедности семьи (1%), жилищных проблемах (0,9%) и безработице (0,4%)56.


В начале 1990-х годов Польша унаследовала от старого коммунистического режима систему опеки над детьми-сиротами, основанную на функционировании крупных детских домов, которые отличались неэффективностью, высоким уровнем насилия и негативным влиянием на психологическое развитие его воспитанников. Осознание всех негативных эффектов детских домов для психики и ре-социализации детей-сирот, а также давление со стороны гражданского общества, заставили правительство страны реализовать поэтапный план ликвидации детских домов и их замену альтернативными способами опеки над детьми (активная профилактика социального сиротства, развитие приемных семей и семейных детских домов).


Закон о поддержке семьи и системе опеки над детьми58. Принятие этого документа явилось значительным шагом, направленным на полное реформирование системы опеки над детьми-сиротами в Польше, увеличение поддержки приемных семей, более активную профилактику проблемы социального сиротства и постепенную замену всех детских домов в Польше альтернативными учреждениями семейного типа. Закон начал действовать с 2012 г., однако большинство его положений войдут в силу только после 2015 г. Реформа системы опеки за детьми-сиротами предполагает достижение значительных изменений по следующим критериям:

1) Увеличение числа детей, которые возвращаются в свои биологические семьи из детских домов и приемных семей.

2) Развитие системы альтернативных центров опеки над детьми-сиротами: центры усыновления, центры для приемных семей, учреждения кризисной интервенции, специализированные консультационные центры.

3) Развитие новых необходимых форм работы с нуждающимися семьями: семейная терапия, консультационные услуги, постоянный мониторинг ситуации в проблемных семьях.

4) Развитие системы приемных семей, в том числе специализированных семей.

5) Уменьшение количества детских домов и сокращение их размера.

В данный момент на основании этого закона в польских детских домах не могут пребывать дети младше 7 лет. Несмотря на это, в 2013 г. в таких учреждениях воспитывалось около 4 тысяч детей такого возраста. Эта цифра демонстрирует нехватку значительного количества приемных семей в стране. На основании принятого Закона до 2020 года все дети младше 10 лет будут воспитываться в приемных семьях либо учреждениях семейного типа.


Самыми частыми проблемами было недостаточное число воспитателей, отсутствие необходимого оснащения и слишком большое число воспитанников. В 25% детских домов были замечены случаи физического и психического насилия среди детей и молодежи. Только в 3 из 28 детских домов не были замечены акты вандализма, агрессии и насилия, требующие вмешательства полиции62. Нежелание руководства детских домов информировать полицию о таких случаях, а также медлительность польских судов способствует распространению безнаказанности среди некоторой части воспитанников. Контрольная палата отметила многочисленные случаи нарушения процедуры распределения детей и молодежи по детским домам, когда в них направлялись малолетние преступники, которые должны были находиться в специализированных учреждениях опеки.


Одной из самых серьезных проблем в управлении системой опеки над детьми- сиротами является проблема неэффективности польской судебной системы. Польские суды с большими задержками предоставляют органам опеки информацию о судебных делах по вопросам их воспитанников, а также затягивают принятие конкретных решений на месяцы и годы. Самый яркий пример неэффективности польской судебной системы – это продолжительность процесса усыновления ребенка, которая вызвана его неурегулированным юридическим статусом. В большинстве случаев воспитанники детских домов имеют обоих биологических родителей, чьи родительские права суд не аннулировал. Средняя продолжительность процесса усыновления в Польше – 2,5 года, однако при необходимости лишения родительских прав он может растянуться до 8 лет.

––––––––––––––––––––––

Опыт Польши и других европейских государств показывает, что детские дома являются самым дорогим видом опеки за детьми-сиротами. Содержание ребенка в семейном детском доме или приемной семье, как минимум, на 30% дешевле. Например, средняя стоимость содержания приемного ребенка в родственной семье в 2007 г. составила около 660 злотых в месяц (165 евро), в приемной семье – 843 злотых (210 евро), в профессиональной приемной семье – 1248 злотых (310 евро) и в семейном детском доме – 1800 злотых (450 евро). В то же время стоимость содержания ребенка в детском доме составляет от 2000 до 3700 злотых65 (от 500 до 920 евро). Таким образом, политика замены детских домов учреждениями опеки семейного типа обуславливается не только более высоким психологическим комфортом для ребенка и его успешной социальной адаптацией, но также и значительной экономией бюджетных средств. Вместо финансирования громоздких и неэффективных детских домов государство может перенаправить ресурсы на активное предупреждение проблемы социального сиротства, а также на расширение финансовой поддержки приемных семей.



А это я год назад переживала Безвозмездная опека, единственный шанс ребёнку без статуса попасть в семью. 5 июн, 2015
































promo anfisa912 december 2, 11:20 27
Buy for 20 tokens
Консультация по скайпу 1600 рублей/час. UPD Пилотный проект на три месяца – планировка и электрика 500 р/м2 ( подробности здесь) Сейчас я всё больше провожу переговоров и презентаций по скайпу. Это значительно экономит время и позволяет назначить "встречу" максимально быстро.…

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
livejournal
Apr. 1st, 2016 02:33 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
poni_zvezdochka
Apr. 2nd, 2016 11:56 am (UTC)
недавно узнала о детской SOS деревне под Петербургом, бедные SOS мамы в России, 6-7 детей , выбрать детей нельзя, что дадут, то и люби, 30 тысяч зарплата и 4 выходных в месяц, помощников по хозяйству не предполагается. Может я слишком избалована, но мне кажется, что в таких условиях возненавидишь и жизнь и этих детей.
anfisa912
Apr. 3rd, 2016 04:41 pm (UTC)
О, не скажите! У нас работают и на более меньшей зарплате и на более тяжёлых работах, главное чтоб работа была по душе, а работа с детьми это такое призвание, где или есть или нет.
Но правда ничего про это деревню не знаю, слышала только рекламу да и девочки, да и где -то какой-то не самый лучший отзыв.
poni_zvezdochka
Apr. 3rd, 2016 04:55 pm (UTC)
я согласна, что некоторые работают и за меньшие деньги, но это не может служить оправданием столь низкой оплаты ответственной и круглосуточной работы с детьми. Уборщица за восьмичасовой день, график 2 через 2 получает 20 тыс. У меня подруга тоже 2 через 2 продаёт одежду , зарплата 35-40, так они домой ушли и о работе забыли. А тут ну ка одной семерых растить, и днём и ночью подрываться. Их только накормить, обстирать, чистоту навести сколько сил надо. Считай домработница у семерых, плюс нянька, психолог, педагог и врач в одном лице и всё это за 30 тысяч и 4 выходных в месяц. Оч жёсткие условия.
anfisa912
Apr. 4th, 2016 07:26 am (UTC)
Согласна! Совершенно!
_nette_nata_
Apr. 18th, 2016 10:57 am (UTC)
Астрийцы меня поражают ( в хорошем плане) - многие бездетные коллеги проводят часть своего отпуска волонтёрами в СОС-Деревнях, независимо от позиции - от начинающего до руководителя ИТ (всего концерна).
Молодцы вообще.
anfisa912
Apr. 19th, 2016 11:53 am (UTC)
Вот это здорово! Когда общество работает, у нас тоже потихоньку начинает
( 7 comments — Leave a comment )

Profile

anfisa912
anfisa912

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com