?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Классно рассписано.

"Потому что мы живем в мире подмены понятий. И не понимаем, для чего вообще существует образование, и какими должны быть его результаты."

IMG_1425.jpg

От  Владимир Спиваковский  https://www.facebook.com/vspivakovsky/posts/839238739448523:

"В СМИ вдруг появилась нашумевшая статья о загадках финской системы образования. Я за два дня получил десятки перепостов этой статьи в свою ленту. И все спрашивают – всё ли там так чудесно на самом деле? И почему бы у нас такое не сотворить?

1. С моей точки зрения, и по моим знаниям финских школ, описанная в статье модель идеальна на бумаге, но в жизни там не всё так сладко. Если кто-то захочет взять такую модель и внедрить её у нас один к одному, то ничего не выйдет, так как там многое противоречит друг другу.

Однако, как схема, она очень полезна для расширения сознания всех, кто этой темой интересуется.

2. Главное! Они начали свою Реформу с учителей, поместив Учителя в центр всего. Установили им оплату 50 000 евро в год (это немало), но и требования к ним выставили серьезные: только PhD, даже в начальной школе.

Высокий уровень учителей повлёк за собой то, что учителям доверили учить детей б е з учебного плана и проверок. Там каждый учитель приходит на урок и наугад может сказать: Так, дети, что мы сегодня хотим учить?..

3. Однако, говоря о высокой зарплате учителей, мало кто упоминает некоторые отягчающие обстоятельства.

В Финляндии самые высокие в мире налоги, там модель шведского социализма. Прогрессивная шкала налога до 48% и еще взносы в пенсионный фонд 5,15%, соцстрах 2,04% и на безработицу 0,6%. Вот отсюда и собирается огромный бюджет на бесплатное образование, бесплатные учебники и бесплатное питание. Если бы нашему народу вменили налог на зарплату 55% - вместе с таким бесплатным образованием, мы бы согласились?

Учителя работают по контракту на год. Лето может не оплачиваться. Через год вас могут уволить. Это ж как надо стараться угодить детям, родителям и директору, чтобы контракт продлили!? Вот на таких условиях, сколько наших учителей согласны работать? У них конкурс в педвузы 10 человек на место.

4. Теперь о результатах. Они действительно, впечатляют. Школьники занимают в последние годы высокие места на всемирных олимпиадах. Вместе с Южной Кореей, Китаем, Сингапуром, Гонконгом. Где, кстати, нет такого либерализма в учебе, а наоборот, диктат. Так что модели удачных систем образования могут быть противоположными.

5. Оплата за школу, в принципе, бывает, но по желанию родителей: 200-300 евро в месяц. Частных школ 85, это 3% от общей численности.

6. Родителей в школьный процесс не сильно вовлекают. Считается, что у них и так много забот.

7. Цель школы – не соревновательность, не оценки и не стремление быть отличником. Там на первом месте здоровая среда проживания и равенство – возможность предоставить хорошее образование всем: и сильным, и слабым, и больным, и иностранцам.

Все эти категории могут учиться в одном и том же классе. Одни за партой, другие в коляске, третьи без знания языка, четвертые с дислексией или дисграфией. Учителя к этому толерантны и умудряются всех увлечь и научить.

8. Начальная и средняя школа объединены с 7 до 13 лет. Именно с 7. Они считают, что отдавать в 6 лет еще рано, ребенок еще не наигрался в игрушки, а вот в 7 он уже хочет «работать». Это возрастная психология.

9. Ученики проводят в классах меньше часов, чем в других странах. Принцип простой: лучше меньше, да лучше.

10. Нет принудительного тестирования. Учитель сам определяет, кто есть кто и что. И при неправильном своем экспертном заключении он рискует вылететь с работы навсегда. Просто с ним не заключат контракт, без объяснения причин. А на самом деле, это и есть профессионализм. Ведь если в медицине доктор постоянно ставит больным неправильные диагнозы – ну, какой он доктор?

11. Я изучил модели школ 20 стран, где образование на высоком уровне. Участвовал в реформировании системы образования в Норвегии. Езжу аккредитовывать лучшие в мире школы. И скажу, что разные модели школ по-своему замечательны.

Главное каждому государству решить – зачем ему вообще нужна система образования? И каково её главное звено: учитель, ученик, школа, чиновник, будущая карьера ученика, экономия бюджета, поступление в вуз, борьба с коррупцией и т.д?

12. В Финляндии приоритет – эрудированные учителя, либеральная расслабленная атмосфера и высокие места на предметных олимпиадах..... В Англо-Америке – лидерство и качество будущей жизни своей и общества...... В Китае ныне приоритет – знания любым способом, потому что среди 1,5 миллиардов населения иначе не выжить.

13. В Украине приоритет имеют двое: чиновник и оценка. А вовсе не ученик, как многие утверждают на симпозиумах и в диссертациях. Вот попробуйте захотеть встретиться с директором школы и позвоните ему. Вам ответят, что его вызвали на нараду. И на следующий день он на нараде, и на следующий опять на нараде.... Там он получает бесконечные инструкции, формы для заполнения и сдаёт отчеты. И пусть попробует что-то сдать не вовремя! Чиновник его накажет. Он – главный начальник.

А оценки! Они превращены в жуткий объект поклонения и добычи. Журналы строгой отчетности! Экзамены чуть ли не под дулом пистолета! ЗНО чуть ли не со смертельным приговором, если не сдал!.. Это и есть диктатура оценки.

Однако, ни чиновники, ни школьные оценки в будущей жизни людей никакой роли не играют. Значит, эти приоритеты на самом деле у нас мифические. И должны быть заменены на другие. На те, которые присущи передовым странам, которые делают жизнь людей и общества более человечной и успешной. Но это так, к слову…

14. Надо ещё задуматься над таким парадоксом. Вот все хвалят финскую систему образования. И по главным параметрам она передовая (это подтверждает рейтинг PISA), да ещё там всё бесплатно.

Но почему же все посылают своих детей в дорогущие британские школы, считая их образцом и идеалом, хотя они вроде бы звезд с неба не хватают на этих олимпиадах?

Думаю, что ответ прост. Потому что мы живем в мире подмены понятий. И не понимаем, для чего вообще существует образование, и какими должны быть его результаты. Давайте посмотрим, что является готовой конечной продукцией школы.

Англо-американцы нацеливают школу на лидерство. И они лидеры в мире.

Финны настраивают школу на доброжелательную ауру. И они лучшие исполнители.

Китайцы нацеливают школу на знания. И они вырастают в трудолюбивых и аскетичных пчелок.

Мы нацеливаем школу на чиновников и оценки. И получаем чванливое государство и дутые цифры наших достижений.

15. Ну, и напоследок. Почитав такую завораживающую статью о загадках финской школы, так и хочется, чтобы у нас было как там. Но, увы, перенести эту схему в другую страну нельзя, как и культуру. Это складывается веками и традициями. У финнов на это ушло 100 лет, с того времени, как они откололись от совка.

Мы тоже встали на этот путь, и пройдём его гораздо быстрее."

По поводу этой статьи:
Загадки финской школы: меньше учишься - больше знаешь?
 "От родителей вообще ничего не требуется: «все хорошо, ваш ребенок замечательный», говорят всем. Единственное, о чем заботятся – достаточно ли времени проводят вместе ребенок и родители."
Кстати тоже советую прочитать


promo eric_artem 19:11, Понедельник 6
Buy for 30 tokens
Контент 18+ (лексика, описание способов производства продуктов) На фоне политических новостей и перипетий как-то забылся тот факт, что продукты на российском рынке оставляют желать только зла) в этой статье попробуем разобраться – кому (прошу заметить, что народ свой и страну свою я очень…

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
livejournal
Jan. 22nd, 2015 09:34 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
tvoronina
Jan. 22nd, 2015 09:37 am (UTC)
про то, что в английских школах главное лидерство - чушь, остальное вполне интересно))
anfisa912
Jan. 28th, 2015 07:35 am (UTC)
Не знаю, не имела опыта. Скажите лучше, что по вашему там главное?
tvoronina
Jan. 28th, 2015 09:04 am (UTC)
социализация, командные навыки, это вот все. сужу по 4 годам детских школ (ребенок ходил в 4 разные) и нескольким годам детских садиков до того.
anfisa912
Feb. 22nd, 2015 02:41 pm (UTC)
Спасибо!
На самом деле круто, по нашим школам я в принципе не пойму, что они тренируют кроме знания школьной программы))
iren_tren
Jan. 22nd, 2015 11:44 am (UTC)
Розовые слоны полетели...
Что еще сказать?
Это совершенно нереально и отрвано от жизни.
anfisa912
Jan. 28th, 2015 07:37 am (UTC)
Стремится к лучшему вот наш удел)) а не к худшему, как бы это не насаждалось
muuri
Jan. 22nd, 2015 06:30 pm (UTC)
Учитель может быть постоянным работником, не контрактником. Контракт в основном замещение декретного или других отпусков. Программы образования есть, учитель работает "по книге".
Больше свободы выбора, языков, работы руками, домоводства. Лекции в старших классах(10-12), много дискусий и различных самостоятельных проектов.
Минимум домашнего задания.Читают очень мало. Так что и в статье много недочетов.
По вопросу зарплаты...т.е. пункт 2 :-) точно ерунду пишут. Минимальная зарплата классного учителя 2300€ при полной занятости.Минимальная зарплата по стране 1600€.С такой зарплаты подоходный налог около 16-20 %.
В каждой системе есть проблемы и финская не идеальна.
Пишу как мать троих финских школьников и учитель,не русского языка.
anfisa912
Jan. 28th, 2015 07:39 am (UTC)
Спасибо! Это уже очень здорово! Как мать трёх русских школьников говорю)))

Edited at 2015-01-28 07:40 am (UTC)
muuri
Jan. 31st, 2015 06:41 pm (UTC)
Скажу еще:-) Как бывший дефектолог Питерского интерната ....в Питере очень много очень хороших педагогов, идей. Да и университетское образование учителей очень достойное.Но зарплаты маленькие, масло с хлебом все хотят.
anfisa912
Feb. 22nd, 2015 02:43 pm (UTC)
Да то что людей много есть хороших и увлечённых, это понятно.. по другому не может быть. Но то что их никто не поддерживает и никто не равняется на то чтоб быть таким это да. И зарплата это ужасно!
livejournal
Jan. 23rd, 2015 04:44 am (UTC)
Финская система образования. Правда, вымысел и польза.
Пользователь edna_saunley сослался на вашу запись в своей записи «Финская система образования. Правда, вымысел и польза.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Финская система образования. Правда, вымысел и польза. [...]
( 12 comments — Leave a comment )

Profile

anfisa912
anfisa912

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com